воскресенье, 28 июля 2013 г.

Парфюм - произведение искусства или товар?


Добрый день, читатели блога Аромаколог Ирина Непогодова. У меня были очень длинные каникулы, которые закончились к середине лета.

Прочла почту, переписки и вопросы на своих акаунтах в соц. сетях и решила ответить на один очень интересующий наших пользователей парфюмерии вопрос: Почему духи сейчас по-другому пахнут? Что, в магазинах продаются подделки?


Имеется в виду наблюдение о том, что парфюм, который пользователь приобретает в настоящее время отличается или даже, по мнению пользователя, вообще не похож на тот, которым он\она пользовались в "свое время", т.е. намного раньше.

Естественно делается вывод, что это просто подделка.
Но, уважаемые, читатели, если это выпуск той же торговой марки, тот же бренд, то кто кого подделывает?
Давайте разберемся, что же происходит в самом деле!

И сначала обратимся к расхожему убеждению, что созданный однажды парфюм (парфюмерная композиция), а, значит, и его аромат (запах) должны оставаться неизменными ( как лицо Джоконды), а иначе это подделка.

Сам парфюм (созданный и разлитый во флакон в n-ном году) останется неизменным, насколько это вообще возможно. Но вот последующие выпуски обязательно, непременно и безусловно будут меняться!
  

Во-первых, этого требует изменяющаяся мода, отражающая стиль жизни, социальные изменения ( например, количество работающих женщин, изменение их статуса). То, что в начале 20-го века было отражением жизни, чувств, принятых стандартов в начале 21-го вообще не приемлемо!
Но даже разница в 5 лет для парфюмерии очень существенна! Изменение облика человека (одежда, макияж,образ жизни, основные ценности) столь стремительно, что запах, олицетворяющий стиль 2006 года в 2013 году станет "старым", нуждающимся в изменениях и коррекции для продаж. Поэтому любой аромат через какое-то время устаревает.
С началом нового сезона модные бренды стараются удивить своих почитателей, расширяя существующие линейки духов, формируя новую моду на запахи.
А что же со старыми, уже признанными ароматами?
Во-вторых. В лучшем случае, чтобы у покупателя не было путаницы, выпускаются так называемые "фланкеры".
Английское слово «flanker» - означает "продукт расширения линии основного брэнда для его поддержки".

Приходишь в магазин – и в глазах рябит от флакончиков одинаковой формы, и хорошо, если разного цвета. И с почти одинаковой надписью. К основному слову – например «Poison» или «Allure» – добавляются другие. Рядом на полке стоят «Poison Tendre» и «Pure Poison», «Allure Sensuelle» и «Allure Homme Sport». А аромат у каждого из них, что самое интересное, свой, нисколько не похожий на первоисточник.

Производители парфюмерии считают, что знакомое название скорее привлечет покупателя хотя бы попробовать... И, если понравится, совершить покупку. Однако бывает и так, что покупатель, особенно неискушенный, принимает фланкер за первоначальный продукт. 

В-третьих, это маркетинговая целесообразность. Дело в том, что сегодняшняя парфюмерия в разы дешевле той, которая выпускалась, скажем, в довоенный период, или в 60-е годы.  Зато теперь парфюмерия перестала быть роскошью и стала, скорее, средством гигиены и удовольствия, т.е. социальным продуктом. 

Что это значит? А то, что сегодня, бриф (заказ) парфюма кроме описания самого желаемого аромата четко регламентирует стоимость, которую должен иметь готовый продукт. То есть стоимость изготовленного аромата не может превышать указанную сумму, и эта сумма последние тридцать лет постоянно уменьшается, что автоматически выбивает из палитры парфюмера дорогие ингредиенты: парфюмер использует заменители, которые могут быть в два-три раза хуже оригиналов, зато в десять, а то и в двадцать-тридцать раз дешевле.

Концентрат Chanel №5 (1921 г.) стоит от 450 до 600 евро за килограмм; концентратChanel №19 (1970) - порядка полутора тысяч евро за килограмм. 

Сегодня большинству парфюмеров приходится работать с куда более скромным бюджетом в тридцать-сорок евро за килограмм  при  создании новых парфюмов, а при воссоздании старых формул, сокращать их стоимость от 50 до 180 евро за кг. Естественно, звучание аромата претерпевает очень большие изменения.
Если говорить о духах с "историей", то здесь немаловажную роль в изменении запаха играет тот факт, что, в-четвертых,  сильно подорожали натуральные ингредиенты. Парфюмеры перестают использовать, например, сандаловое масло, но разве можно обвинять их в том, что они выкидывают его из формул? Кто будет всерьез использовать ингредиент, который стоит 1600 долларов за килограмм?
Все реже используется розовое масло, которое стоит от полутора тысяч евро (болгарские поставки) до девяти тысяч евро за килограмм. Сколько парфюмеров использует жасмин из Грасса (30 тысяч евро за килограмм)? А ведь именно жасмин из Грасса по завещанию Габриель Шанель должен быть непременно в духах Шанель №5! 

Поэтому при создании каждой новой партии аромата парфюмера заботит не только аромат, но и его стоимость. Фланкеры здесь играют роль палочки-выручалочки! Сохраняя раскрученный бренд можно реально изменить содержимое!

Выручают, конечное же, синтетические заменители. Например, кумарин - первый синтезированный еще фирмой Убиган (Houbigant) заменитель натурального: килограмм абсолюта из бобов тонка стоит порядка 400 евро. Килограмм синтетического кумарина - всего десять евро. Правда, кумарин в последнее время признан токсичным и его использование в парфюмерии ограничивается.

В-пятых, есть и еще одна причина, по которой натуральные ингридиенты все чаще исчезают из парфюмерной палитры: деятельность IFRA(International Fragrance Association), осуществляющая контроль за экологичностью и безопасностью парфюмерной продукции. Так вот, на сегодняшний день этой организацией было сделано более сорока поправок, т.е. более 40 привычных натуральных ингридиентов из-за опасности их аллергенности для парфюмерии стали просто недоступны!

Благодаря всему перечисленному из палитры парфюмера исчезают привычные компоненты. В том числе мы говорим и  об изменении формулы уже выпускающихся ароматов. Покупателей как правило об этих изменениях не оповещают, считая,  какая им разница, как этот парфюм сделан, если бутылочка и упаковка остались те же, да и запах не сильно изменился. 

Но носы искушенных пользователей парфюмерии все же эти изменения отслеживают!
Вот интересная запись, найденная мною в интернете:

"Недавно случай свёл с одной пожилой парфюманькой-), женщиной 70 лет. У нее в коллекции много винтажных парфюмов, 10 наименований Шанель № 5, начиная с 72 года и заканчивая 1990. На вопрос - почему нет флаконов более молодых, она ответила - а там уже не Шанель 5! Моему 
удивлению не было предела! Она мне начала показывать и рассказывать, как аромат менялся за все эти годы. Да, тот, который 72 года, отличен от парфюма 90 года!! Есть общее направление - альдегиды, иланг..., но звучание разное - вариации на тему. На моё предположение о том, что, мол, такой винтаж будет , конечно, звучать по-другому, она ответила, что он и был таким раньше. Про современные версии она вообще даже отказалась комментирвоать, сморщив нос, показав этим пренебрежение-). Я не любитель Пятёрки, но перенюхала все ее версии. Конечно, аромат менялся много раз, а нам его преподносят как оригинальную формулу Шанель 5, от которого современная 5 так далека! А что с ней было в 20-х годах? Создается впечатление , что миф уже пережил сам парфюм ".

Так вот и делайте выводы: может ли парфюмерия сохранять формулу аромата неизменной и при этом оставаться прибыльным делом, или же, приспосабливаясь к текучему времени, вынуждена отвечать на запросы покупателя новым звучанием?

Аромаколог Ирина Непогодова.
http://aromacolog.blogspot.ru/2013/07/blog-post_28.html?showComment=1375073867929#c7778601226304987570

Комментариев нет:

Отправить комментарий